Вторник 08:49
Главная | Регистрация | Вход
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Vyacheslav, qwer04061995  
Форум » Основное » Электрика » Аналоговый источник питания (Электронный "трансформатор" для модели ЖД)
Аналоговый источник питания
СтимДата:  24.11.2010, Среда,  13:25 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус:
Копаясь в подшивке журнала "Радио", наткнулся на описание электронного источника питания для модели ЖД с переменой полярности на выходе (!). Если добавить вольтметр, амперметр и обмотку ~16V для автоматики, можно сделать конфетку! Возможно, здесь кого-то заинтересует:

"Большинство детских электрифицированных игрушек работает от гальванических элементов и батарей. Поэтому нередко наступает момент, когда энергия источника питания иссякает, а нового нет. Игрушка перестает действовать.

Подобного не произойдет, если сделать предлагаемый источник питания и подключать к нему ту или иную игрушку. Особенно подойдет он для движущихся игрушек, например, для железной дороги. Тогда скорость и направление движения паровоза с вагончиками можно плавно изменять ручкой управления источника.

Разобраться, почему так будет происходить, поможет схема источника, показанная на 4-й с. вкладки. Источник состоит из выпрямителя и двух одинаковых электронных регуляторов напряжения с защитой от перегрузки или короткого замыкания в нагрузке. Выпрямитель собран на диодном блоке VD1 по двухполупериодной схеме со средней точкой. Диодный блок подключен ко вторичной обмотке трансформатора питания Т1, состоящей из двух последовательно соединённых одинаковых обмоток, образующих общую обмотку со средним выводом — это и есть средняя точка выпрямителя. Выпрямленное напряжение фильтруется конденсаторами C1, С2, соединенными последовательно и подключенными к средней точке. В итоге на выходе выпрямителя получается разнополярное постоянное напряжение, составляющее 12 В относительно средней точки (будем считать её общим проводом). Иначе говоря, на плюсовом выводе конденсатора C1 будет напряжение плюс 12 В относительно общего провода, а на минусовом выводе конденсатора С2 - минус 12 В.

К этим источникам подключены электронные регуляторы, управляемые напряжением, снимаемым с движка переменного резистора RI. Каждый регулятор составлен из двух транзисторов (VT1, VT2 и VT4, VT5), образующих составной эмиттерный повторитель. В среднем положении движка резистора напряжение на нем будет близко к нулю относительно общего провода. Поэтому транзисторы регуляторов закрыты, напряжения на гнездах разъема XS1 нет.

Когда движок переменного резистора перемещают вниз по схеме, транзисторы VTI, VT2 остаются закрытыми, а VT4, VT5 открываются. На выходе источника питания (разъем XS1) появляется минусовое напряжение (на верхнем по схеме проводнике разъема по отношению к нижнему). Причём, чем ближе к нижнему выводу переменного резистора находится движок, тем больше выходное напряжение.

Если же начать перемещать движок переменного резистора от среднего положения к верхнему, по схеме, выводу, произойдет обратная картина - открываться будут транзисторы VT1, VT2 и на выходе источника появится плюсовое напряжение.

Узлы защиты от перегрузки или короткого замыкания выполнены на транзисторах VT3 и VT6. Пока протекающий, например, через резистор R4, ток находится в определенных пределах (в нашем случае - до 350 мА), транзистор VT3 закрыт. Как только ток нагрузки превысит заданное значение, либо произойдёт короткое замыкание, падение напряжения на резисторе R4 возрастёт и транзистор VT3 откроется. Эмиттерный переход составного транзистора (участок между базой транзистора VT2 и эмиттером транзистора VT1) будет зашунтирован, и транзистор почти закроется. Выходной ток нашего источника резко ограничится. Как только перегрузка или короткое замыкание исчезнет, нормальная работа устройства восстановится.

Постоянные резисторы в источнике - МЛТ-0,125 (R2, R3) и МЛТ-0,5 (R4, R5), переменный R1 - СПЗ-23а с линейной характеристикой. Подойдёт, конечно, и обычный резистор СП-1 с такой же характеристикой и сопротивлением 3,3... 10 кОм. Оксидные конденсаторы - К50-6, К50-16 или другие, на номинальное напряжение не ниже указанного на схеме. Транзисторы - любые из указанных серий. Вместо транзисторов КТ816, КТ817 подойдут соответственно КТ814, КТ815. Диодный блок КЦ405Е можно заменить на КЦ402Е или четырьмя диодами серий КД208, КД209.

Трансформатор питания может быть, кроме указанного на схеме, ТП 20-14 или любой другой, мощностью не менее 10 Вт и с напряжением на вторичных обмотках 8...12 В при токе нагрузки до 0,7 А.

Детали источника монтируют на печатной плате, чертёж которой приведен на вкладке. Транзисторы VT1 и VT5 устанавливают на радиаторы общей площадью поверхности около 35 см2, которые крепят винтами к плате.

Плату размещают в корпусе (он виден на вкладке) размерами 130х110х45 мм, через прорезь в верхней панели которого выходит движок переменного резистора. Через отверстия в задней стенке корпуса выводят шнур питания с сетевой вилкой ХР1 на конце и выходные проводники с розеткой XS1. К розетке подключают провода питания игрушки.

Если все детали исправны и смонтированы без ошибок, источник не требует налаживания. Ток срабатывания защиты зависит от сопротивлений резисторов R4, R5. Его можно увеличить с 350 до 500...600 мА, уменьшив сопротивление этих резисторов до 1.2...1 Ом, а также увеличив площадь радиаторов транзисторов VT1, VT5 до 50...60 см2.

С. АНДРУШКЕВИЧ
Г. Черновцы.
«Радио», №7, 1988."

Прикрепления: 3868847.jpg (155.5 Kb)
 
qwer04061995Дата:  26.11.2010, Пятница,  15:15 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 108
Репутация: 2
Статус:
я делал эту схему, но лучше использовать БП с ШИМ или "кирпич"

Масштаб H0
 
СтимДата:  26.11.2010, Пятница,  17:37 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус:
Quote (qwer04061995)
лучше использовать БП с ШИМ или "кирпич"

Что такое "кирпич"?

 
qwer04061995Дата:  26.11.2010, Пятница,  19:42 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 108
Репутация: 2
Статус:
Quote (Стим)
Что такое "кирпич"?

Блок питания Piko FZ1.
Один из самых лучших аналоговых блоков питания для макета smile


Масштаб H0
 
СтимДата:  27.11.2010, Суббота,  00:15 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус:
Quote (qwer04061995)
Блок питания Piko FZ1.
Один из самых лучших аналоговых блоков питания для макета

А, этот! Как же, знаю. В своё время мне стоило огромного труда его купить. cool Правда, рукоятка на нём разломалась. От старости, наверное. sad
Проблема в том, что одного источника не хватает, при серьёзной дороге их нужно минимум два...

 
qwer04061995Дата:  27.11.2010, Суббота,  17:51 | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 108
Репутация: 2
Статус:
Quote (Стим)
при серьёзной дороге их нужно минимум два

Это смотря что подразумевается под серьёзной дорогой,
"кирпич" сможет одновременно потянуть 4 лока + столько же тока на стрелки и другие аксессуары.


Масштаб H0
 
СтимДата:  28.11.2010, Воскресенье,  00:48 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус:
Quote (qwer04061995)
Это смотря что подразумевается под серьёзной дорогой,
"кирпич" сможет одновременно потянуть 4 лока + столько же тока на стрелки и другие аксессуары.

Я имею в виду другое. Предположим, есть достаточно большое (по протяжённости) кольцо и пара станций "напротив" друг друга. Есть желание, чтобы по кругу "бегали" один-два состава, а на станциях можно было бы при этом произвольно перемещать маневровые локомотивы, принимать с круга и отправлять на круг составы. При цифровом управлении такой проблемы нет, а при аналоговом, хочешь - не хочешь, нужны независимые источники. angry Минимум, два.

Сообщение отредактировал Стим - Воскресенье, 28.11.2010, 02:36
 
Форум » Основное » Электрика » Аналоговый источник питания (Электронный "трансформатор" для модели ЖД)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новые материалы: Рекомендуем: Наши друзья:
Каталог Fleischmann N 2011
22.01.2011
Каталог Fleischmann HO 2011
22.01.2011
Каталог Roco 2011
22.01.2011
Инструкция XBusTCO
28.09.2010
Укладка и покраска рельсового ...
19.09.2010
Для стабильной работы сайта,
мы рекомендуем использовать
браузер FireFox

  • Сайт Маркова Бернарда
  • Сайт Немцова Юрия
  • Сайт Кузовлева Александра
  • СТАРОЕ ДЕПО
  • Cайт МАСТЕРА из Санкт-Петербурга...
  • Музей электротяги
  • Новый ресурс, посвященный ЖД моделизму
  • Мир хобби
  • Картонное моделирование, авто, авиа, судо модели, форум
  • Сайт любителей железных дорог, железнодорожного моделизма и компьютерных симуляторов ЖД">
  • Россиский N-scale клуб
  • RAILWAYMODEL.COM
  • Rambler's Top100
    Весь интернет в одном каталоге!
    ©Railwaymodel.3dn.ru  by Vyacheslav
    Сайт создан в системе uCoz